Фрагмент для ознакомления
2
Многие теоретики и практики педагогической отрасли увлекались идеей создания формулы идеального воспитания.
Например, вклад А.С. Макаренко в развитие педагогике был достаточно глобальным.
В современном мире сформировался уникальный уровень развития научного и технического прогресса в рамках информационных технологий.
Таким образом, возникает проблема контроля над СМИ.
Это то, что окружает нас ежедневно и неосознанно формирует нашу личность, особенно в окружающей среде подрастающего поколения.
С такой точки зрения становится актуально решение проблемы с помощью медиаобразования и медиавоспитания.
В настоящее время развивается средство массовой информации как специфический источник информации.
Российская молодежь воспринимает и принимает такой источник информации за конкретный образец поведения.
В дальнейшем выделяют ряд проблем в средствах массовой информации:
• Искажение и неверное преподнесение реальных фактов;
• Направленность коммерческих целей в средства массовой информации;
• Низкий культурный и этический уровень;
• Низкий уровень контроля средства массой информации со стороны государства.
Такие проблемы сигнализируют о том, что необходимо вводить медиавоспитание и медиаобразование в современное образовательное учреждение.
Медиаобразование – это изучение средств массовой коммуникации, которое формирует компетентность личности, формирует определенные человеческие качества и формирует компоненты базовых элементов культуры личности.
Если рассматривать медиавоспитание, то можно привести синоним медиаграмотность. Которая понимается как развитая способность к пониманию социокультурного и политического смысла функционирования медиа.
Если брать понятие медиавоспитания, то в такое понятие молодежи входит принцип формирования гражданской, патриотической, моральной и нравственной позиции.
В стране на сегодняшнее время складывается представление о том, что общеобразовательное учреждение берет на себя обязанность лишь дать ученикам уровень образования, а не уровень воспитания. Хотя в идеальном контексте это практически неотделимо.
Если рассматривать уроки в школьной системе, то тут может использоваться и максимальная наглядность, которая будет основываться на аудио и визуальных материалах, например:
Запись реального голоса, воспоминаний современников;
Фотоиллюстрации;
Схемы и 3D модели;
Фрагменты хроник.
Таким образом, у учителя формируется свой уровень медиаграмотности. Если он активно сможет реализовать данный уровень, тем самым оживляя свой предмет, то он может создать целостную и максимально реалистичную картину мира. [8]
1.2. Средства массовой информации как часть медиакультуры
Мы живем в такую эпоху, которую современные исследователи называют по-разному.
Для одних это эпоха развития постиндустриального общества с высокой долей в ВВП, для других – это информационная эпоха. Кто-то определяет ее как постмодернистскую эпоху или период глобализации.
В любом случае, мы живем в мире медиа, где происходит расширение системы массовых коммуникаций.
Медиа – это термин ХХ века, который изначально был введен для обозначения феномена массовой культуры.
Медиакультура – это особый тип культуры информационного общества, который является посредником между обществом и государством, то есть между социумом и властью. [12]
В России данный термин существует относительно недавно. Данной темой интересовались многие исследователи, представители языкознания, психологи, такие как М. Бахтин, Ю. Тынянов, Л. Выготский.
В последнее десятилетие появилось немало работ А. Андреевой, О. Астафьевой, Я. Зарурского, которые раскрывают непростые пути информационной структуры общества, взаимоотношений медиа и власти, также влияния медиакультуры на личность.
В настоящее время в условиях массового внедрения информационных и компьютерных технологий особое внимание уделяется методам воздействия средств массовой информации, как на отдельного человека, так и на общество в целом.
Для раскрытия видов и уровней медиавоздействия выделяют некоторые модели:
1. Психологическая модель Комстока.
Данная модель показывает то, что персонажи телепередач могут напрямую воздействовать на поведение зрителя.
Человек применяет к себе, то поведение, которое он видит на экране.
2. Модель когнитивной обработки Торсона.
Здесь происходит заинтересованность индивидуального зрителя к рекламному сообщению. Проявление памяти и языковых способностей в потенциальном соотношении. Например, иностранному студенту, который обладает низким уровнем знания русского языка, будет сложнее обработать и запомнить информацию, содержащуюся в рекламных роликах, чем носителю языка. [9]
3. Модель медиазависимости.
Данная модель предполагает зависимость молодежи средствами массовой информации как основным источником новостей.
В связи с этим актуальным становится использование медиаобразования.
В российской педагогической энциклопедии медиаобразование определяется как определенное направление в педагогике, где оно выступает за изучение закономерностей массовой коммуникации.
Основной задачей медиаобразования будет являться подготовка нового поколения к жизни в современных информационных условиях. [10]
Современные средства массовой информации в силу своей распространенности стали практически идеальным средством влияния. Существуют несколько видов медиавоздействия на человеческое сознание:
Роль телевидения в воспитании подростков.
Телевидение изобрели как определенное техническое средство, которое позволяет видеть на расстоянии, то есть за пределами естественных возможностей человеческого глаза.
О воспитании телевидением нового поколения спорят довольно давно.
Одни говорят, что телевидение воспитывает, где активно навязывает различные стереотипы поведения посредством образов.
Другие говорят, что телевидение не должно никого воспитывать, так как это всего лишь средство информирования людей о свершившихся событиях и фактах. [18]
Телевидение поддерживает нормальное функционирование того общества, на которое и распространяется его влияние.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арламов А.А. Социальная педагогика и проблемы социальных патологий // Педагогический вестник Кубани. 2002. № 1. – С. 19-20.
2. Гилинский Я.И. Глобализация, девиантность, социальный контроль. СПб.: ДЕАН, 2009. – C. 336.
3. Ефимова Л.Л., Кочерга С.А. Информационная безопасность детей. Российский и зарубежный опыт. М.: Юнити-Дана, 2013. – С. 240.
4. Золотов Е.А. Воздействие аудиовизуального насилия на подрастающее поколение России: историко-культурологический аспект / Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». 2008. № 4.
5. Змановская Е.В. Психология девиантного поведения: структурно-динамический подход. Автореф. дис. … д-ра психол.наук. СПб., 2006. – С. 50.
6. Запёкина Н.М. Современная досуговая периодика для детей: тематико-типологические черты / Н.М. Запёкина // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2006. - № 2. – С. 12.
7. Книжникова С.В. Методика девиантологического анализа современных медиатекстов // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2012. № 9 (29). С. 234-237
8. Медиакультура: от модерна к постмодерну / Н. Б. Кириллова. -2-е изд. – Москва: Академический проект, 2005. – С. 10.
9. Маньяковская И.Б. Виртуальная реальность / И.Б. Маньяковская, В.Д. Мотлевский // Культурология XX век. Энциклопедия. СПБ., 1998. – С. 122.
10. Разинов Ю.А. Интернет как событие культуры. Всероссийская научно-практическая конференция. http://www.conf.sstu.ru
11. Рогозянский М.Э. Воспитательный потенциал телевидения: теоретические вопросы, осмысленные практиком / М.Э. Рогозянский // Образование и общество. – 2008. - № 2. – С. 106.
12. Российская педагогическая энциклопедия. М: Научное издательство "Большая Российская энциклопедия", 1993. – С. 555.
13. Рыжих Н. П. Использование медиаобразования в воспитании детей / под ред. А. В. Федорова – Таганрог. Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та. – 2011. – С. 232.
14. Панов С. «Интернет-зависимость»: причины и последствия / С. Панов // Учитель. – 2007. - № 5. – С. 63.
15. Сидоров А. Насилие — вон с экрана! // Труд. 2003. № 78. – С. 6.
16. Типология периодической печати: Учеб. Пособие для студентов вузов / М.Е. Аникина, В.В. Баранов, О.А. Воронова и др.; Под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. – М.: Аспект Пресс, 2007. – С. 188.
17. Федоров А.В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране. Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. – С. 414.
18. Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. – С. 616.
19. Хагуров Т.А. Утрата стыда как конец социального // Воспитательная работа в школе. 2011. № 2. – С. 7-10.